ВОЗВЫШЕНИЕ И ПАДЕНИЕ АССИРИЙСКОЙ ИМПЕРИИ


ВВЕДЕНИЕ

       В данной статье дается краткое изложение событий истории Ассирии с древнейших времен вплоть до падения великой восточной державы в 605 году до Р.Х.
       В статье рассмотрены такие факторы, как образование древнейшего ассирийского государства и Среднеассирийского царства; политика и дипломатия, военные походы, победы и поражения; возвышение ассирийской державы и ее падение; военное искусство Ассирии и т.д..
       В сокровищницу мировой культуры вошли многие творческие достижения ассирийского народа. Даже завоевательные войны ассирийских царей не всегда имели отрицательные последствия. Объединенные в составе ассирийской державы, народности и племена независимо от воли завоевателей и даже вопреки ей вступали в тесные экономические и культурные связи друг с другом, что способствовало прогрессу в различных сферах жизни.
       В статье затронуто также государственное устройство и социальные отношения Ассирии, ее законодательство.
       Использовано большое число источников - трудов российских и зарубежных ассириологов, отрывков из законов.


ДРЕВНЕЙШИЙ НАРОД МИРА

       Ассирийский народ по праву считается одним из древнейших народов мира. История ассирийцев насчитывает несколько тысячелетий.
       Несмотря на то, что история ассирийцев и Ассирии преподается в университетах и школах более 150 лет и считается хорошо изученной, все же следует сказать, что этническая история этого народа все еще остается неясной до конца и требует дальнейшей разработки. Общепринятой и доминирующей до сегодняшнего дня является точка зрения ученых, которые считают, что ассирийцы являются только семитами, относящимися к аморейским племенам. Эти аморейские племена, семитские племена вышли из Аравийского полуострова, переселились в междуречье Тигра и Евфрата, создали государство Аккад, а позже государство Вавилония с центром в городе Вавилоне. Впоследствии они продолжали выселяться на территорию, носившую название Субарту, а позже - Ашшур (Ассирия).
       Первый город, построенный ассирийцами, был назван Ашшуром, по имени ассирийского верховного бога.
       Ассирийское государство образовалось из небольших общин в Северной Месапотамии, центром которой стал Ашшур. Именно здесь молодой и энергичный народ основал свою твердыню и на протяжении многих десятков лет проходил школу жизни в постоянных войнах с окружающими его горцами и кочевниками.
       Обстоятельства возникновения и сложения государства в Ашшуре в точности неизвестны. Вероятнее всего, это произошло на рубеже III и II тысячелетий до Р.Х.. К этому времени Ашшур уже играл существенную роль в межобщинном и межгосударственном обмене Передней Азии.


ВОЗВЫШЕНИЕ И ПАДЕНИЕ АССИРИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

       История Ассирии, как территориального государства начинается с XIV века до Р.Х., когда правители Ашшура становятся "великими царями", признанными на мировой арене. Этот период, называемый "средне-ассирийским", заканчивается к 1100 году до Р.Х..
       Ассирия постепенно выходит на широкую арену международной борьбы в качестве сильной военной державы. В эпоху, называемую "нео-ассирийской", завоевания проводятся сначала маленькими этапами в конце X и начале IX века до Р.Х., а затем ярко выраженными с Ашшурнасирапалом II (883 - 859 г.г. до Р.Х.) и Салманасаром III (858 - 824 г.г. до Р.Х.). Следующие десятилетия менее блестящи для Ассирийской Империи. К приходу к власти Тиглатпаласара III нео-ассирийская империя еще не полностью укрепилась.
       Царствование Тиглатпаласара III (744 - 727 г.г. до Р.Х.) выражается блестящей завоевательной политикой. Став на путь новых походов и завоеваний, Тиглатпаласар III сам возглавил свое войско. Ему не только удалось возвратить Ассирии ее величие, но и начать новую яркую эпоху в ее истории.
       Захватнические войны Тиглатпаласара III приобретали все более систематический и организованный характер. Недовольное население насильственно переселялось в отдаленные области империи. Проводя политику депортаций населения Тиглатпаласар III преследовал две цели: 1) ликвидировать постоянные очаги восстания в покоренных областях и создать себе там крепкую опору в лице переселенцев; 2) лишить разноплеменные народы опоры и единства в борьбе за свою независимость.
       В 729 году до Р.Х. Тиглатпаласар III захватил Вавилон и присоединил Вавилонию к своему царству.
       Завоевательную политику своего отца Тиглатпаласара III продолжил Саргон II. В первый же год своего царствования Саргон II взял Самарию, пленив царя Осию и разгромив Израиль. В 720 году до Р.Х. под ударами ассирийских войск прекратило свое существование царство Самал. Одним из важных дел правления Саргона II была борьба против Урарту. Она достигает кульминационной точки со знаменитой "восьмой компании" в 714 году до Р.Х.. Первые 16 лет своего царствования Саргон II провел в непрерывных войнах. Он сильно расширил территориальные пределы ассирийской державы, завоевал: Израильское царство, остров Кипр, самые дальние острова в Персидском заливе (Дильмун). На севере ассирийская держава простиралась до пределов Урарту, на востоке - глубоко врезалась в горы Загра, на юге - граничила с Персидским заливом, открывавшим путь в Индийский океан.
       Саргон II считал себя великим и ни с кем не сравнимым. Он решил построить себе новую столицу. Ей стал Дур-Шаррукин. Саргон II поселился в своей новой резиденции-крепости в 707 году до Р.Х.. Однако в 705 году до Р.Х. он умирает и его приемник Синаххериб решает поселиться в Ниневии (ныне современный Мосул).
       Основными чертами внешней политики Синаххериба кроме проведенной им сирийской компании, направленной главным образом против Египта, были войны с союзными войсками Элама и Вавилона. В 689 году до Р.Х. Вавилон пал.
       Ассархаддон, любимый сын Синаххериба, был, подобно своему отцу, воинственным царем. При нем еще больше возросло политическое и военное могущество ассирийского государства. Царь ставит своей главной целью завершение ассирийских завоеваний покорением Египта, чтобы сделать Ассирию главенствующей державой и единственной владычицей над всем цивилизованным древним миром.
       Разгромив Сидон и овладев Южной Финикией, Асархаддон создал себе плацдарм против Египта, подчинил часть Кипра, Иудею и соседние с ней страны. В 671 году до Р.Х. царь совершил труднейший поход в Египет. Во время этого похода ассирийское войско, преодолев Синайский полуостров, подступило к столице Египта - Мемфису. Фараон спасся бегством, город был опустошен, вся страна, вплоть до Фив, покорена и превращена в ассирийскую провинцию. В 669 году до Р.Х. Асархаддон умер.
       Ашшурбанапал был достойным продолжателем дела отца, выдающимся государственным деятелем и полководцем. Царствование Ашшурбанапапа (668 - 629 г.г. до Р.Х.) создает, без всякого сомнения, апогей империи.


       В первой половине VII века до Р.Х. Ассирия достигла значительного социального и культурного развития. Однако покоренные и зависимые страны и народы не были заинтересованы в ее укреплении.
       На западе, Ассирия оказывается неспособной контролировать Палестину и Сирию. Против Ассирии восстали Вавилон и его союзник - Элам. Борьба с Эламом потребовала такого напряжения сил, что начать новую наступательную политику Ассирия уже оказалась не в состоянии.
       Тонко разработанная система шпионажа постоянно доставляла в столицу Ассирии самые различные сведения о том, что происходило на границах великого государства и в сопредельных странах. Известно, что ассирийскому царю сообщались сведения о приготовлениях к войне, о передвижениях войск, о заключении тайных союзов, о заговорах и восстаниях.
       Осенью 624 года до Р.Х. ассирийские войска возобновили свой натиск на Вавилон. Они проникли на юг страны и овладели Уруком. Однако силы их были истощены. Пока они сражались с Вавилоном, мидийский царь Киаксар заключает соглашение со скифами и осуществляет нападение на Ассирию.
       К походу на ассирийскую столицу союзники готовились два года. В 12 году до Р.Х. войска Мидии и Вавилона появились у стен ассирийской столицы и приступили к ее осаде. Ассирийский царь лично руководил обороной Ниневии. Союзники поняли, что им не взять столицу штурмом. Но если войска бессильны против укреплений, решили они, то вместо них будет действовать мощная река. Запрудив Тигр, союзники заставили его изменить течение, и воды реки хлынули в город. Мощный поток пробил городскую стену. На улицах города начались ожесточенные бои. Ассирийцы сражались героически, но силы оказались неравными. К тому же в ассирийской армии вспыхнула чума. Ниневия была взята.


Осада Ниневии


       После падения централизованного государства Ассирия больше никогда уже не занимала прежнего места на мировой арене.
       Ассирийского государства не стало, но народ Ассирии не был уничтожен.
       Так закончилась история первой великой империи на Ближнем Востоке.


ОРГАНИЗАЦИЯ ВОЕННОГО ДЕЛА В АССИРИИ

       Длительные войны, которые в течении веков ассирийские цари вели с соседними народами, повлекли за собой высокое развитие военного дела. Во второй половине VIII века до Р.Х., при Тиглатпаласаре III и Саргоне II, начавших серию крупных завоевательных походов, были проведены различные реформы, приведшие к реорганизации и расцвету военного дела в Ассирии. Ассирийские цари создали многочисленную, хорошо вооруженную и сильную армию.
       Ассирийское войско делилось на пехоту, конницу, воинов на колесницах и вспомогательные части. Самым привилегированным родом войск, в состав которого входили зажиточные люди, были колесничие.
       В ассирийской армии начинают впервые применяться в больших масштабах конница, которая имела большое значение. Позднее (наряду с колесницами) она нашла широкое распространение и в других странах Востока.



       Самой многочисленной в ассирийском войске была пехота, которая делилась на тяжеловооруженную и легковооруженную. В составе пехотинцев преобладали лучники.
       В Ассирии впервые появились войсковые части, которые использовались для прокладки дорог в горах, для сооружения простых и понтонных мостов, а также лагерей.
       Появились специальные осадные подразделения, которые можно считать прообразом будущих артиллерийских соединений. Катапульты метали камни до 10 кг. На расстоянии 500 - 600 метров. Кроме катапульт в Ассирии применялись и стенобитные орудия, тараны на колесах.
       Кроме того, в ассирийской армии существовала специальная личная гвардия царя, охранявшая его особу.
       Особое внимание ассирийцы придавали разведке.
       У ассирийских воинов был хороший глазомер. Быстрота и натиск - главное в военной стратегии ассирийцев.
       Многочисленная, хорошо вооруженная сухопутная армия Ассирии своими смелыми атаками наводила ужас на неприятеля и обращала его в бегство. Войну вели продуманно, учитывая все мелочи, которые могли способствовать победе. Ассирийские цари тщательно и всесторонне готовились к каждому походу. Войска всегда запасались провиантом, всеми необходимыми инструментами. Благодаря всему этому ассирийская армия превратилась в могучую военную силу. Горе было стране, на которую обрушивалась ярость ассирийского царя.


ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ АССИРИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

       В Ассирии царь не считался, как в Египте, богом ни при жизни, ни после смерти. В первую очередь он был военачальником, а затем уже жрецом и судьей.


       Власть ассирийских царей росла постепенно. Сначала они не пользовались еще титулом "царь", а называли себя "правителями" (ишшаку). Исполняя свои полномочия, ишшаку опирался на верхушечные слои населения отдельных городов. Как правило, они были самыми богатыми людьми из числа торговцев.
       Царь опирался не столько на жречество, сколько на войска и чиновничий аппарат как главную и решающую силу в управлении страной.
       Царь окружал себя многочисленной свитой придворных и вельмож - преданных ему людей. Первые места занимали: туртан - главнокомандующий армией, который в походах часто заменял царя; дворцовый глашатай; главный кормчий; абаракку - главный сановник двора; наместник страны. Этот порядок свидетельствует о том значении, которое занимали высокие сановники Ассирии. Все они были непосредственно связаны с царем. Занимая ответственные посты в управлении государством, сановники осуществляли царские приказы и выполняли распоряжения.
       Ассирийские чиновники с большим вниманием следили за всеми событиями, которые происходили не только внутри государства, но и в соседних областях, пограничных с Ассирией.
       Обширная ассирийская держава делилась на полсотни с лишним провинций, не считая зависимых государств (Египта, Вавилона, Табала, Иудеи и т.д.). Ее территория, превосходившая по своим размерам все предыдущие государственные объединения, требовала очень сложного управления и большого аппарата. Это управление было поручено высшим военачальникам; они имели в своем распоряжении военные гарнизоны для поддерживания внутреннего порядка, охраны дорог в провинции и сбора дани. Провинциями непосредственно руководили уполномоченные царя, а зависимыми областями, занимающими большую часть завоеванных стран, - местные правители. Причем в зависимых государствах сохранялись их традиционные организации и законодательство. Однако вся деятельность этих правителей проходила под контролем царских чиновников из Ниневии. Некоторые из завоеванных стран царь считал необходимым держать более строго, в постоянном подчинении ассирийской администрации.
       Обязанности должностных лиц в ассирийском государстве не были строго разграничены из-за неразрывности бюрократического аппарата. Наместники, сановники и военачальники всегда назначались царем и ему непосредственно подчинялись.
       В покоренных областях, включенных в состав Ассирии, действовали те же законы, соблюдение которых было обязательно для всех; их нарушение жестоко каралось.
       По мере развития ассирийского государства возникла потребность в более оперативном и гибком управлении как собственно ассирийскими областями, так и завоеванными странами. В этих целях была создана центральная администрация для ведения дипломатических отношений между Ассирией и вассальными странами.
       В государственных канцеляриях Ассирии делопроизводство велось на двух языках: ассирийском диалекте аккадского и арамейском, который постепенно становился международным языком Передней Азии.
       Представители покоренных народов по воле царя могли занимать ответственные посты, главные придворные должности, которые давали им право наряду с ассирийцами участвовать в управлении обширной ассирийской монархией.
       Ассирийское общество прошло в своем развитии ряд этапов и испытало на протяжении полутора тысяч с лишним лет целый ряд существенных перемен.
       Ассирийские цари-завоеватели пригоняли в большом количестве пленников, которых большей частью обращали в рабство. Рабский труд использовался в земледелии и ремесленном производстве, а также на оросительных и строительных работах. Руками рабов воздвигались дворцы, храмы и крепости. Раб в Ассирии (как и в других странах древнего мира) становился по существу вещью своего хозяина. Его можно было продать, одолжить или отдать в залог. Обычно раб имел табличку, которую носил на шее, или рабское клеймо - татуировку.
       Раб мог стать свободным лишь по воле господина, решившего его отпустить. Освобождение раба сопровождалось определенным ритуалом: омовением головы и обращением лица на восток. С раба снимали оковы или отличительные знаки.


ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В АССИРИИ

       Писатели древности, к сожалению, не оставили потомству документов об ассирийских законах, столь же подробных, как, например, о египетских. Зато до нас дошли подлинные законодательные памятники Ассирии. Из уголовного ассирийского судопроизводства мы узнаем, что вся судебная процедура была кратка. Сами законы отличались исключительной жестокостью, предусматривали казни и пытки, для того чтобы добиться признания у обвиняемых. Одних преступников обезглавливали, других сажали на кол, с третьих сдирали кожу. Трупы казненных выбрасывали на съедение диким животным. За сравнительно небольшие преступления виновникам выкалывали глаза, отрубали руки.
       Наиболее древним законодательным памятником Ассирии считался "Торговый устав". Он отражал торговые контракты, продажу и наем поземельной собственности, положение рабов и т.д.. В нем устанавливались гарантии, которыми была защищена поземельная собственность в Ассирии.
       Об ассирийском законодательстве удалось узнать главным образом благодаря находке среднеассирийских законов в фрагментированном виде во время раскопок 1903 - 1914 г.г. в развалинах Ашшура.
       Дошедшая до нас часть этих законов посвящена главным образом положению женщины в семье. Она была буквально в руках мужа, жила, в сущности, на положении рабыни и не имела никакого права на семейное имущество. Об этом свидетельствует следующий параграф закона: "Если раб или рабыня приняли что-либо из рук жены человека, (то) рабу и рабыне должны отрезать нос и ухо (и) краденное ими должны восполнить; человек может отрезать ухо своей жене. А если он освободил свою жену и не отрезал ей /у/хо, (то) рабу и рабыне также не должны отрезать (и) краденое они не обязаны восполнить". (См. Струве В.В. Хрестоматия по истории Древнего Мира., & 42, М. 1950г.).
       Из этого закона явствует, что вся собственность в доме принадлежит только мужу. Поэтому передача женой какого-либо имущества кому бы то ни было приравнивается к воровству. Все законы, связанные с положением женщины, направлены против нее. Мужчина наказывается лишь в том случае, когда обидит чужую жену или совершит с ней прелюбодеяние, короче, наказывается за то, что нарушил право чужой собственности.
       Все наказания для женщин были чрезвычайно жестокими. Например, женщина, которая нагрубила какому-либо мужчине, должна была уплатить большой денежный штраф и, кроме того, получить 25 ударов палками. Свободная женщина могла выходить на улицу только под покрывалом. Если же рабыню или проститутку обнаруживали с закрытыми лицами, то их наказывали 50 ударами палками. Любой свободный человек, который встречал проститутку или рабыню с закрытым лицом, обязан был немедленно привести ее в суд. Если же он нарушил этот закон, то его наказывали самого 50 ударами палками. Тот же, кто сообщал об этом факте, "мог взять его одежды". (См. Струве В.В. Хрестоматия по истории Древнего Мира., & 42, стр. 185, М. 1950г.).
       В гражданском законе были определены взаимные права и обязанности мужа и жены, отца и детей. Из него вытекает, что ассирийская семья была основана на неограниченной супружеской власти отца.
       Если муж "оставит свою жену, то, если найдет нужным, может дать ей что-нибудь, если не найдет нужным, может ей ничего не давать: она должна уйти с пустыми руками". (См. Струве В.В. Хрестоматия по истории Древнего Мира., & 42, стр. 184, М. 1950г.). Жену же, обманувшую мужа или пожелавшую отделиться от него, бросали в реку.
       Много внимания уделяли ассирийские законы правам и обязанностям сельской общины. Строго различались большая межа, отделяющая землю одной общины от другой, и малая, отделяющая друг от друга наделы земледельцев внутри общины. Каждый общинник получал свой надел по жребию и мог передавать его по наследству. Но наследовать он имел право только родственнику или соседу, но не чужаку.
       Нередки были и противозаконные захваты чужой земли. По ассирийскому праву за нарушение большой межи полагалось нанести обидчику 100 ударов палкой и отрубить палец, а за нарушение малой межи - только 50 палочных ударов. Конечно, сильные и влиятельные люди ухитрялись подкупать судей и округлять свои владения за чужой счет, не страшась таких суровых наказаний.
       Зажиточная верхушка ассирийского общества, используя своих беднейших сограждан на войне, эксплуатировала их и в мирной обстановке, пользуясь нормами долгового права.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       Нарисовать цельную картину истории Ассирии, жизни ассирийского общества, которое внесло большой и ценный вклад в развитие экономической, политической, военной и культурной истории древней Месопотамии, - задача трудная и ответственная, ибо настоящее и будущее человечества тесно и неразрывно связано с его далеким прошлым.
       В статье по возможности в хронологической последовательности были даны в основных и главных чертах исторические этапы развития ассирийского общества и государства, его исторической и культурной роли, навеки вошедшей в историю развития человеческого общества.
       В течение многих веков ассирийское государство не знало поражений, а при Ашшурбанапале достигло своего наивысшего величия и славы. Но в 605 году до Р.Х. оно перестало существовать.
       После падения централизованного государства Ассирия больше никогда уже не занимала прежнего места на мировой арене.
       Ассирийского государства не стало, но народ Ассирии не был уничтожен.
       Культурно-историческая слава великой Империи продолжает жить вплоть до нашего времени.


Осипов Ефрем, 1997г. ©

ЛИТЕРАТУРА

       1. Авдиев В.И. История Древнего Востока. ГИПЛ., М. 1953г.

       2. Матвеев А.К., Матвеев К.П. История и этнография ассирийцев. Материалы к истории "Народы Советского Союза", М. 1990г.

       3. Матвеев К.П., Сазонов А.А. Земля Древнего Двуречья. Эврика, Молодая гвардия, М. 1986г.

       4. Садаев Д.Ч. История Древней Ассирии. Наука, М. 1979г.

       5. Струве В.В. Хрестоматия по истории Древнего Мира. М. 1950г.

       6. Le monde de la Bible. Archeologie & Histoire, France, Paris, 1993
           Статьи, перевод Осипова Ефрема Даниловича

       7. KHORSABAD. Capitale de Sargon II, № 4, /Des dossiers d'archeologie./, France, Paris, 1994
           Статьи, перевод Осипова Ефрема Даниловича


На главную
Используются технологии uCoz